Антон Евгеньевич (balbes92) wrote,
Антон Евгеньевич
balbes92

Category:

Время сути. Газета и «учебники». Часть 1

SxFnLqpuv0s

Летом 2012 года было объявлено, что скоро начнет выходить газета. Весть эта была радостная, поскольку лично я, зная (как мне казалось на тот момент) команду ЭТЦ, рассчитывал на большое количество полезной информации. Отчасти так и вышло. Но обо всем по порядку.

cover_253685

О газете

Газету выпустили в 16-полосном формате. Ее особенностью было то, что это скорее даже не газета, а некий альманах, сборник статей. Примерно то же самое, что сейчас выпускает «Однако». С одной разницей – статьи в «Однако» пишутся более серьезным и неидеологизированным языком, нежели это делает коллектив ЭТЦ и С. Е. Кургинян.

Например, что лично мне сразу же бросилось в глаза – это постоянное употребление слова «война» («идет война», «враг ведет войну» и тому подобное). Да, все эти войны ведутся, но зачем это писать по 100500 раз чуть ли не в каждом абзаце? Но это мелочи.

А вот нестандартный формат газеты, которым так хвалились и восхищались вначале, принес больше минусов, чем в плюсов. Газету все-таки лучше было сделать в более стандартном формате. Я давал читать номера некоторым родственникам, и почти все жаловались на сложный язык, непонятную терминологию (часть которой придумана самим Кургиняном и больше ни в какой литературе не используется), а также задавали один и тот же вопрос: «А для кого эта газета?». Ее, кроме самих сутевцев, способны прочитать немногие: какие-нибудь любознательные и эрудированные взрослые люди, студенты. А как же обычные наши граждане, у которых жизнь идет по схеме «дом – работа – дом»? Газета должна в первую очередь заниматься просвещением масс, а уже затем «вербовкой в организацию».


Известны случаи, когда люди, вначале заинтересовавшиеся газетой и оформившие подписку, через какое-то время переставали забирать номера и отказывались от дальнейшей подписки. Свой отказ они мотивировали тем, что, во-первых, авторами используется слишком сложный и «навороченный» язык, а во-вторых, термины, придуманные Кургиняном, невозможно понять человеку, не смотревшему передачу «Суть времени».

Еще одна ошибка – отказ от всех иных способов распространения газеты, кроме оформления подписки через «Агентов Сути» (не считая раздачи буклетов и отдельных экземпляров газеты на пикетах). Как вообще обычные люди должны узнавать о существовании этой газеты, если нет ни рекламы, ни свободной продажи в газетных киосках? Различные «презентации», которые члены СВ устраивали на «Дне открытых дверей» или на других мероприятиях, не дали никакого видимого результата в части увеличения числа подписчиков.

Естественно, «гениальная» идея «журналиста» С. Е. Кургиняна (как он сам себя называет в одном из выпусков «Школы сути») со временем провалилась, поскольку тираж в 10 000 экземпляров, который в начале вырос до 12 000, затем упал до тех же 10 000 экземпляров, а с сентября до недавнего времени газета вообще выходила тиражом в 5 000 экземпляров. Сейчас, судя по последнему выпуску об Украине, тираж снова подняли до 12 000 экземпляров. Но тут свои плоды отчасти принесла принудительная подписная компания, о которой уже все наслышаны. При этом сохранилась методика распространения через «Агентов Сути», что само по себе уже рушит перспективы издания. И это несмотря на то, что в Центре после падения тиража вроде как сначала дали отмашку на альтернативные способы распространения, и некоторое время в ячейках даже велось обсуждение предложений по распространению (с использованием рекламы, через киоски, продажа на различных политических мероприятиях и т.п.), но дальше обсуждения дело так и не пошло.

341153_original

Идея выкладывания статей на сайте лишь спустя 8 недель после выхода очередного номера тоже непонятна (вначале даже говорилось, что в электронном формате газета вообще выпускаться не будет, только в печатном). Патриотические «Однако» и «Завтра» выкладывают свои выпуски на сайтах почти сразу, как только они выходят в печать. В первую очередь потому, что они заинтересованы в максимально широком распространении идей, которые несут их издания, и в том, чтобы люди своевременно получали информацию. А, судя по политике «Сути времени», интерес ЭТЦ – в максимальной продаже газеты. Однако сейчас, повторюсь, на дворе 2014 год, а не 1905. Времена изменились.

Теперь о том, что касается содержания статей. Сами по себе статьи неплохие. Есть претензии (о них дальше), но как публицистические статьи написаны достаточно грамотно. Если выкинуть некоторые «задвиги» в терминологии (вроде «Зоны Ч», «радиации Ч», «скверны», «тараканщиков» и «отараканивания», «враг ведет войну» и т.п.) и оставить факты и аналитику – это было бы то, что надо. К сожалению, эти статьи так и не получили широкого хождения, в первую очередь благодаря уже упомянутой «гениальной» политике С. Е. Кургиняна по распространению газеты.


cover_253686

Теперь рассмотрим, как обстоит дело с учебниками.

Общее об учебниках

«Учебники» целиком и полностью состоят из слегка подредактированных статей газеты с добавлением «методологических введений» и заключений, плюс сноски и ссылки в конце книги, плюс картинки (некоторые занимают целый разворот), плюс словарь терминов сбоку от основного текста (так называемый «тезаурус»).

И это несмотря на то, что в 19-м выпуске «Школы сути» Кургинян сказал буквально следующее: «Дело заключается в том, что первый цикл издания газеты завершен. 33 номера — это первый цикл... После этого первого цикла авторы рубрик приступают к созданию учебников. Мы специально построили газету так не только потому, что мы считаем, что действительно идет война, что эти рубрики необходимы, что без них не будет развития движения и не будет победы в войне. Мы построили это так еще и потому, что мы сознательно, с первого номера газеты, закладывали будущие учебники — и вот теперь мы должны перейти к их созданию. У нас для этого 20 дней. А учебник — это не просто набор изданных статей. Набор изданных статей составляет стержень учебника, его аналитическую часть — или учебного пособия, точнее. Но, помимо этого, нужно разработать понятийный аппарат, нужно каким-то образом показать, чем наша дисциплина отличается от классических дисциплин, на основе которых строятся эти дисциплины, нужно что-то рассказать об этих классических дисциплинах. Короче, надо издать чуть ли не 21 книгу к фундаментальной для нас принципиально важной августовской школе общероссийской, и даже можно сказать, общесутевой, потому что приедут люди и из других регионов за пределами России, из других государств... Итак, мы все соберемся в самом начале августа — надолго, в новых условиях, в таком количестве, в котором не собирались никогда. И хотя бы к концу этого нашего события мы должны предоставить людям учебники».

То есть фактически Кургинян обещал, что по содержанию это будут именно учебные пособия, а не просто «набор статей» (не говоря уже о том, что учебники должны были быть подготовлены еще к Летней школе в Александровском, но это не так важно). В реальности получилось ровно наоборот.

Ещё раз отмечу, что как публицистические статьи неплохие. Но не как статьи учебного пособия, о чем речь пойдет ниже.



Имеется претензия и к формату «учебников». Книга зачем-то сделана в формате А4. Но это ладно. Что из себя представляет страница: 50 процентов пространства занимает текст учебника. Оставшиеся 50 – это отступы. От текста к краю книги есть свободное пространство сантиметров 10 шириной. На этом месте расположены... расшифровка терминов из текста (например, что такое «абречество» или откуда была взята фраза «и ты прав, и ты прав») либо небольшие картинки, либо вообще просто свободное пространство «для заметок», разлинованное точками. Вспоминаются веселые времена проработки стенограмм «Сути времени» по методике Шарпа, когда Кургинян учил: распечатываете стенограмму одного из выпусков «Сути времени» и между страницами вкладываете по чистому листу, на котором вы будете записывать свои мысли и комментарии по поводу текста. Здесь, по-видимому, та же методика. Это, что ли, имел в виду Кургинян, когда говорил об учебниках «нового типа»?

Не так давно мне один сутевец из другого региона, не состоящий в РПО, написал: «Антон, ты знаешь, что я заметил: у нас люди по 60 с лишним выпусков газеты прочитали, постоянно говорят, что читают, что им интересно, захватывает их это. Но что-то как-то они от этого не умнеют». То есть даже рядовой сутевец замечает, что результата нет. Причем у них на собраниях читаются доклады по газете, а толку ноль. Это относится и к вопросу авторства – за год в газете практически нет статей от активистов! Есть пара-тройка, и всё. 90 процентов (а то и 95) – это статьи коллектива ЭТЦ. Некоторые активисты (ныне их уже «ушли» из СВ) ещё в самом начале хотели публиковаться и готовили свои статьи, но почему-то руководство газеты не изъявило желания их печатать.

Но вернемся к учебникам. Спрашивается, зачем было так всё усложнять, если можно было выпустить в обычном формате, а те, кто хочет, сидели бы с тетрадями и прорабатывали? Кстати, учебники, которые, по выражению Кургиняна, были написаны в кратчайшие сроки (месяц-два), на самом деле были написаны почти за год. Потому как статьи эти выпускались с октября, а из нового в учебниках только методологическое введение и картинки с терминами, которые вообще-то искали активисты-волонтеры (он же занимались редактированием учебников и подготовкой их к верстке и печати). Соответственно, тезис про «кратчайшие сроки» несостоятелен.




Кроме того, большая часть учебников является... монографиями, что прямо написано в аннотации. Для начала разберемся в терминологии. Термины даны из БСЭ.

Учебник – книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. Для каждой ступени образования и вида учебных заведений (общеобразовательная школа, профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения и др.), а также для самообразования создаются У., отвечающие целям и задачам обучения и воспитания определенных возрастных и социальных групп.

Монография - научный труд, в котором с наибольшей полнотой исследуется определённая тема. В М. обобщается и анализируется литература по данному вопросу, выдвигаются новые гипотезы и решения, способствующие развитию науки. М. обычно сопровождается обширными библиографическими списками, примечаниями и т. д.


Монографиями названы учебники: «Война с героем и героизмом», «Война, объявленная образованию», «Диффузная война», «Меньшинство, объявившее войну большинству», «Метафизическая война», «Мироустроительная война», «Война с историей», «Война против семьи и общества», «Война идей», «Война, с которой ведут войну», «Война с культурой», «Информационно-психологическая война», «Мобилизация», «Политическая война», «Экономическая война».

Все статьи написаны не в научном, а в публицистическом стиле. Разберем отличия научного стиля от публицистического (взято из Википедии).

Нау́чный стильфункциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.
Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.
Научный стиль подразделяется: собственно-научный подстиль (монография, научная статья, реферат); учебно-научный подстиль (справочники, методические рекомендации); научно-популярный (очерк, статья).

Публицисти́ческий стиль
функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, памфлет, ораторская речь.
Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы.

То есть на самом деле главы учебников – это статьи, написанные в публицистическом стиле, для газеты. С оценочностью, призывностью и эмоциональностью. Научная литература не анализируется. Есть ссылки, но они есть в практически любой публицистике. Книги ничему не учат, а только описывают события. Все предложения – на уровне лозунгов. Откройте сайт
gazeta.eot.su и сами во всем убедитесь.

Отсюда вывод, что из-за отсутствия научного стиля книги нельзя назвать не то что учебниками, но даже монографиями. То есть по факту книги являются сборниками публицистических статей. Кроме того, говоря о 19 учебниках, Кургинян забывает, что сборник «От Поклонной до Колонного» это даже по его меркам не учебник. Он его в аннотации даже монографией не называет. И это всё почему-то вскрывает обычный студент без высшего образования. Хотя целый научный центр вроде бы должен понимать, что он производит, иначе какой он научный. С тем же успехом можно издать статьи того же Анатолия Александровича Вассермана в виде нескольких сборников и назвать их «учебниками» будет примерно то же самое.

Не могу ничего сказать об учебниках «Война, объявленная здравоохранению», «Война, с которой ведут войну», «Экономическая война». Потому что замечаний или недостатков в этих сборниках я не нашел.


Рассмотрим остальные книги. Чтобы понимать, откуда я знаю их содержание, поясню: часть книг я успел скачать у cognitario, часть книг мне отсканировали и прислали товарищи с других городов, которым я очень благодарен.

Продолжение следует…



P. S. Статья написана под редакцией Елены Семёновой (tanne_1980)



Tags: Время сути, Кургинян, Суть времени
Subscribe

  • Время сути. Эпилог. Часть 2

    2. Рассказ о поездке на Братский марш (все участники по кругу) (Прошу прощения. Но удалось зафиксировать лишь некоторые моменты).…

  • Время сути. Эпилог. Часть 1

    К эпилогу я решил подойти с юмором. Целую серию статей (а по сути книгу) я посвятил серьезным вещам (в том числе благодаря моим друзьям, которые…

  • Выходные

    Всю неделю работал. Устал как собака. Эпилог почти написан. Скоро опубликую. Эпилог будет чем-то вроде ответом на оставшиеся вопросы, с элементом…

promo balbes92 january 5, 2014 17:17 75
Buy for 60 tokens
Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой. (А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила» Как я и обещал, с сегодняшнего дня начинаю публиковать последнюю серию постов про «Суть времени». Я хочу раз и навсегда закончить с этой темой и не возвращаться больше к…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • Время сути. Эпилог. Часть 2

    2. Рассказ о поездке на Братский марш (все участники по кругу) (Прошу прощения. Но удалось зафиксировать лишь некоторые моменты).…

  • Время сути. Эпилог. Часть 1

    К эпилогу я решил подойти с юмором. Целую серию статей (а по сути книгу) я посвятил серьезным вещам (в том числе благодаря моим друзьям, которые…

  • Выходные

    Всю неделю работал. Устал как собака. Эпилог почти написан. Скоро опубликую. Эпилог будет чем-то вроде ответом на оставшиеся вопросы, с элементом…