
Здесь я немного затрону тему с фондом Василия Великого. Не буду разбирать ее досконально, коснусь только нескольких моментов.
Я согласен и подтверждаю, что Фонд Василия Великого занимается антисоветской деятельностью, имеет связи с белоэмигрантами и работает на прославление «России, которую мы потеряли». Так же я согласен с тем, что этим же самым занимается протоиерей Димитрий Смирнов.
Я не согласен со следующими моментами, которые портят кургиняновскую концепцию.
Во-первых, Фонд Василия Великого — в первую очередь фонд при РПЦ. Следовательно, деятельность его неразрывно связана с РПЦ. РПЦ у нас сегодня, к сожалению, антисоветская. Соответственно, и деятельность фонда – антисоветская.
Во-вторых, Зураб Чавчавадзе, демонизация чьего образа происходила у Кургиняна, не является белоэмигрантом. Семья его вернулась в СССР в 1947 году (по другим – в 1949 году), и всю сознательную жизнь он провел в СССР. Тема с дворянами и заигрывание с белоэмигрантами у него началась в период перестройки. Некоторые отрывки из его биографии можно найти в книге Архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые и другие рассказы». Контакты с белоэмигрантами тоже понятны – они начались со времен перестройки, в том числе в рамках деятельности по взаимодействию с РПЦЗ. И да, либералами они по политическим взглядам не являются. По политическим взглядам они консерваторы и монархисты, но далеко не либералы. Что касается либерализма внутри РПЦ – либеральные группы в ней есть, но не в том смысле, который вкладывает Кургинян, а в плане либерализации христианства, то есть изменения и упрощения таинств и обрядов. Например, богослужения на русском, а не на церковно-славянском языке, отмена постов, нестандартное воспитание детей и так далее. Отчасти я (это моё личное мнение) отношу к таким, например, отца Д. Смирнова. Но эта группа малочисленна и толком не имеет организованности внутри РПЦ.
Другой момент в том, что Кургинян игнорирует тему с экуменизмом (то есть объединением всех православных церквей с католической, с принятием католических догматов, в первую очередь примата папы) и даже позволяет прославлять католиков как едва ли не создателей христианско-коммунистического проекта (не зря он уважает папу Иоанна Павла Второго, который давал добро униатам на Украине на погромы, избиения священников и захват православных храмов в 90-е годы). По теме экуменизма рекомендую послушать лекцию известного богослова, профессора Московской духовной академии А. И. Осипова (тема очень большая, в формат книги она не входит, но будет отдельно разобрана в ликбезе о христианстве), а также почитать историю иезуитского ордена (членом ордена иезуитов является нынешний папа римский Франциск, которого пиарит СВ), чтобы было понятно, где на самом деле кроется опасность и кого поддерживает СВ.
В-третьих, наезд на Шумского, защищавшего Смирнова, основан на ложной аргументации. Шумский защищает Смирнова не потому, что он антисталинист и так далее (или, что ещё хуже, ему тексты пишет Гельман — данный тезис вообще доказательств не имеет), а потому, что они оба находятся внутри одной организации с достаточно жесткой дисциплиной. К тому же, они могут находиться в дружеских отношениях (да, порой люди с разными политическими взглядами дружат). Следовательно, защита Шумским Смирнова велась именно на этой основе.
Какова общая картина? Есть Фонд Василия Великого, фактически при РПЦ, который в силу антисоветизма РПЦ занимается, как и положено, антисоветской деятельностью. Он связан с белоэмигрантами, как и РПЦ, и периодически проводит мероприятия с антисоветской тематикой. Письма и обращения данной организации, как показала практика, руководством страны игнорируются. И Фонд живет сам по себе. И параллельно этому существуют Степанов, Смирнов и Шумский, которые в рамках защиты антисоветского РПЦ либо своих сотоварищей критикуют Кургиняна (правда, по-идиотски). А вместе с ними это делает и РНЛ. Совершенно обыденная картина для РПЦ. Ничего в ней сверхнового нет. Нужно ли с этим бороться? Безусловно. Нужно ли дополнительно что-нибудь придумывать и рисовать мега-схемы, основанные на собственных догадках? Нет.
Также этот Фонд фигурирует в событиях на Украине, но это уже другая история, и она будет рассмотрена в другой главе.
Думаю, на этом тема с учебниками завершена. Следующие главы не займут такого объема, который заняла данная глава.
Journal information